четверг, 12 сентября 2013 г.

Сбор вызвал спор

Россия создает отрасль утилизации транспортных средств. В минувшую субботу, 7 сентября, истек последний срок "мирных" переговоров в ВТО по поводу введения нашей страной с 1 сентября прошлого года утилизационного сбора на ввозимые из-за рубежа транспортные средства. Этот шаг вызвал недовольство чиновников Евросоюза и примкнувших к ним коллег из США, Китая, Японии, Турции и Украины. Таким образом, в первый же год своего присутствия в ВТО Россия ввязалась в торговый спор с ЕС, инициированный европейским альянсом 9 июля 2013-го. И судя по тому, что РФ не пошла на попятную, следующая стадия торгового спора - иск ЕС к России в суд ВТО. Проигрыш в этой инстанции может быть чреват большими издержками.

Впрочем, как сообщил "РБГ" в рамках международной конференции "Утилизация транспортных средств" эксперт по ВТО юридической компании Sidley Austin (Бельгия) Дмитрий Дементьев, решение суд ВТО вынесет не раньше чем через три года. Так что у нас есть очередной люфт, чтобы подготовиться ко всем возможным последствиям. Поскольку в судебной практике ВТО заявитель обычно выигрывает дело. В качестве возможного "штрафа", как один из вариантов, РФ может быть приговорена к компенсации потерь заявителя путем снижения ввозных пошлин на его продукцию. Но это проблематично, ибо, следуя принципу недискриминации, то же самое придется сделать и для других зарубежных экспортеров, тем самым выгода заявителя будет нивелирована. Второй вариант: в отношении России могут быть приняты ответные меры - скажем, повышены пошлины на ввозимую из ЕС продукцию, в которой мы остро нуждаемся.Однако нет худа без добра, считает Виктор Ковшевный, директор центра "Интеллектуальные ресурсы" университета МИСиС: "Учитывая международный резонанс, сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в России был создан новый сегмент экономики по утилизации транспортных средств, состоящий из их региональных программ по рециклингу. Это повлечет строительство новых заводов, создание новых рабочих мест, увеличение сумм взимаемых налогов, которые позволяют более эффективно реализовывать социально ориентированную политику". Но для того чтобы эти программы успешно стартовали и при этом стимулировали спрос на новые автомобили, по мнению организаторов конференции, необходимо ежегодно на протяжении пяти лет вкладывать по 150 млрд руб.

Но обоснованность капитальных вложений в утилизацию уже подтверждена экспериментом 2010-2011 годов, когда взамен сдаваемого престарелого российского (или советского) автомобиля граждане могли приобрести новый определенных марок со скидкой в 50 тыс. руб. Наибольшее число сертификатов тогда было использовано для покупки автомобилей "ВАЗ" (около 460 тыс. ед.) и Renault (44,4 тыс.).

Выделенные на эксперимент 30 млрд руб. немедленно обеспечили возврат в бюджет около 60 млрд - в виде налогов от автомобильной и смежных отраслей. Только в автопроме рост добавленной стоимости составил около 150 млрд руб.

И успехи настолько застили глаза, что Россия замахнулась стать рынком номер один в Европе к 2014 году, преодолев планку выпуска в 3 млн авто. Тем не менее нынешний год остудил пыл оптимистов: пока нет и намека на то, что объем выпуска к концу декабря хотя бы дотянется до уровня "печального" 2009-го, когда все было хуже некуда. Попытки же открыть похожие программы в отношении грузовиков, автобусов и сельхозтехники почему-то успеха не возымели...далее

Комментариев нет:

Отправить комментарий